+7 (812) 329-55-55
image

B2B в Петербурге: спокойно, как в танке

Петербургский бизнес ШПД в сегменте B2B спокойно «отработал» уходящий 2012 год. Не было ни резких взлетов, ни падений. ARPU у разных игроков рынка развивалось разнонаправлено: кто-то отмечал спад этого показатели, хотя, по заявлениям ряда игроков, им удалось и «вырастить» выручку с каждого абонента, правда, незначительно. При этом увеличение числа абонентов, опять же по данным самих компаний, могло достигать и 20%. Однако это по-прежнему клиенты, «переподключенные» от других операторов.

В Петербурге по-прежнему более 70% сегмента B2B в ШПД занимают федеральные операторы, новых значимых сделок в 2012 году не случилось. Чуть менее 50% корпоративного рынка контролирует «МегаФон» (интегрировался с компаниями "Петерстар" и "Метроком"). На втором месте стоит "Билайн", удерживая более 20% рынка. Далее идут Orange, "ВестКолл", "Смарт Телеком", "Обит" и "Ростелеком" (с учетом "Северен-Телекома"). Уровень конкуренции игроки рынка считают высоким и отмечают, что конкуренция как таковая больше свойственна операторам второго эшелона.

Дефиле на Неве

Вспоминая 2011 год, на рынке B2B периодически "вырисовывался" такой парадокс: провайдеры отчитывались о динамике роста абонентской базы, в разы превышающей общерыночный тренд. В середине этого года аналитики отмечали, что в 2012 году выручка в корпоративном секторе увеличится не более чем на 3-6%. К концу года операторы уже не слишком охотно говорят о количестве новых подключений, но те цифры, которые называются, вновь выше экспертных оценок. К примеру, по оценке директора коммерческого департамента петербургского филиала «ВестКолл» Алексея Ефимова, органический рост числа абонентов ШПД в сегменте B2B у его компании в 2012 году составил около 17%-20%. «Произошло незначительное снижение ARPU по услуге (в пределах 5-10%)», - отмечает при этом Алексей Ефимов.
 
А вот "Смарт Телеком" сдержанно оценивает общерыночный годовой рост фиксированного рынка связи для корпоративных клиентов. В компании говорят, что этот показатель вряд ли превысит цифры предыдущего года. Заметим, что показатель выручки группы компаний "Смарт Телеком" в первом полугодии 2012-го увеличился на 7% по сравнению с первым полугодием 2011 года. При этом в «Смарт Телекоме» отмечают, что по факту рынок остается на том же уровне, так как количество новых корпоративных клиентов практически не растет.
Более того, одним из важных направлений в работе в уходящем году у провайдеров стали программы лояльности для небольших клиентов, число которых у ряда петербургских операторов B2B достигает 95%. Любопытно, что традиционные крупные операторы B2C стали все больше присматриваться к сегменту B2B. В частности, в 2012 году ТКТ был введен единый бренд "Твой Бизнес", который объединил услуги интернет-доступа и IP-телефонии для корпоративных клиентов.
 
Стоит отметить, что в середине года в корпоративном сегменте ШПД-рынка Петербурга наметилась еще одна тенденция, когда все большую долю в структуре объемов продаж стали занимать торговые сети, что, в свою очередь, связано как раз с органическим ростом.

Сервис на сервисе

Предлагавшиеся в 2012 году услуги для B2B сложно назвать новыми. И, тем не менее, операторы все-таки запускали сервисы, предоставлением которых ранее не занимались. МТС начал предлагать МГ/МН услуги для бизнеса. В целом протяженность ВОЛС оператора по Петербургу увеличилась на 15%. Напомним, что в городе на Неве «фиксированный» МТС представлен сетью, ранее принадлежавшей «Комстару», а также мощностями, доставшимися от «ЛАНК Телеком».
Операторы в течение года уделяли все больше внимания совершенствованию «облачных» сервисов для B2B. Тот же МТС не так давно запустил «облачную» услугу для малого и среднего бизнеса, позволяющую совершать автоматические исходящие телефонные звонки, массовые оповещения сотрудников и клиентов. Оператор «Дом.ru Бизнес» запустил на своих сетях облачную АТС для корпоративных клиентов. В целом провайдеры считают такие услуги одними из наиболее перспективных для сегмента B2B.
 
Стоит отметить, что в 2012 году на рынке B2B все же появился небольшой тренд: операторы отметили, что в значительной мере востребованы в сегменте B2B становятся услуги видеонаблюдения. И игроки рынка «ухватились» за новый сервис. К примеру, "Северен-Телеком" в мае этого года планировал запустить в коммерческую эксплуатацию услугу видеонаблюдения, интегрированную с телеметрией. В "Северен-Телекоме" отмечали, что таким сервисом на первом этапе может заинтересоваться не менее 10% их клиентов. "ВымпелКом" недавно сообщил, что динамика роста продаж комплексного M2M-решения «Видеоконтроль» для B2B составляет в среднем 15% ежемесячно. Как сообщили в компании, количество В2В-клиентов, подключенных по сети ШПД «Билайн», за прошедший год увеличилось в 1.5 раза.
 
Кроме того, операторы снова стали внедрять в сегменте B2B услуги IPTV. К примеру, о дополнении бизнес-пакета телевизионным сервисом сообщали недавно в «Ростелеком Северо-Запад».

Кто на новенького

Петербургские операторы в уходящем году продолжали посматривать на рынок федеральный. Так, «Обит» сообщал о намерении работать на территории всей России. Кроме того, оператор рассматривает возможность открытия филиалов в нескольких крупных городах, помимо тех, которые уже запущены в Москве, Казани (у компании есть и представительство в СНГ, в Казахстане). Такие шаги, требующие дополнительных инвестиций, как утверждают аналитики, отчасти связаны с желанием «регионалов» повысить стоимость собственного бизнеса в связи с резким снижением покупательской активности в 2012 году со стороны «большой четверки».
 
Однако возможность новых сделок вовсе не исключается. К примеру, в МТС сообщали в этом году о том, что не планируют выходить в новые города СЗФО за счет строительства, а по-прежнему рассматривают возможность покупки местных операторов.
 
Другие «гиганты» тем временем, наоборот, находят себя в регионах. В частности, «Ростелеком Северо-Запад» в этом году озвучивал планы спускаться "ниже" областных центров. «Там пока нет серьезной конкуренции, - объяснял это решение коммерческий директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Сергей Попов. - Сейчас нельзя упускать время и надо погружаться ниже областных центров - райцентры и дальше, так как там есть платежеспособные потенциальные клиенты, а приход туда альтернативных операторов потребует значительных средств и времени. Уже сегодня до трети выручки из той или иной области дают абоненты именно из небольших райцентров». B2B-оператор "Северен-Телеком" также не раз в этом году отмечал, что перспектива для роста есть за пределами Санкт-Петербурга, но на территории региона.
Так или иначе, в целом операторы отмечают относительное спокойствие на рынке B2B, однако тенденции следующего, 2013 года, пока остаются неопределенными. Всколыхнуть рынок теоретически могут новые сделки M&A.
 
Источник: Tdaily.ru

Вам также могут быть интересны следующие новости:

У вас остались вопросы? Мы ответим!

+7 (812) 329-55-55Оставить заявку