+7 (812) 329-55-55
image

Телеком в одни руки

Очередное перераспределение сил на петербургском рынке связи датируется 2010-2011 годом, когда интерес федеральных операторов к местным игрокам перерос в покупательскую активность.
 
На круглом столе, организованном РБК Daily совместно с TelecomDaily, представители операторских компаний поделились прогнозами относительно дальнейшей консолидации рынка. В корпоративном сегменте шесть крупнейших операторов контролируют порядка 80% рынка (только на долю «МегаФона» и «Билайна» приходится не менее 60%), первая «пятерка» интернет-провайдеров удерживает более 83% рынка проводного интернет-доступа в частном сегменте. Такие данные приводит информационно-аналитическое агентство TelecomDaily.
 
Аналитики утверждают, что процесс консолидации в Петербурге пока далек от завершения и доля крупнейших операторов в ближайшие год-два будет только увеличиваться. Среди мобильных операторов на фиксированном рынке Петербурга наиболее преуспел «МегаФон», который в 2010 году стал владельцем «ПетерСтара» и «Метрокома». Сделки позволили компании, имевшей и собственные волоконно-оптические линии связи, выйти на первое место в бизнес-сегменте. МТС, продолжая интеграцию с «Комстаром», приобрел оператора «Мультирегион», на базе активов которого «Комстар» в Петербурге смог выйти за пределы корпоративного рынка и приступить к обслуживанию частных абонентов. Кроме того, в конце 2010 был куплен оператор второго эшелона «ЛАНК Телеком», что сразу укрепило позиции «Комстара» (как проводного актива МТС) на корпоративном и частном рынках. «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) для усиления в корпоративном секторе приобрел компанию «Северен Телеком» (работает более чем в 190 городских бизнес-центрах). В течение года несколько сделок по покупке домашних сетей, в том числе имеющих областной охват, завершил оператор «ПиН Телеком». Компания «ВымпелКом», бренд «Билайн», уже в начале 2011 сообщила о присоединении «Элтела», крупной домашней сети с некоторым количеством корпоративных абонентов. Данная сделка была расценена аналитиками в качестве «демонстрации силы». Впрочем, благодаря ей оператор увеличил количество квартирных абонентов, фактически, догнав «ПиН Телеком». Как рассказал директор департамента стратегического развития бизнеса и маркетинга СЗТ Павел Басов, интеграция с компанией «Северен Телеком» для СЗТ вряд ли будет болезненной, так как на рынке уже достаточно аналогичных примеров. В частном сегменте СЗТ имеет уже более чем двукратный отрыв от ближайшего конкурента, контролируя чуть менее трети рынка (400 тыс. абонентов из 1 млн 240 тыс. подключенных к проводному интернету квартир). По словам Басова, оператор занят здесь улучшением качества сервиса, сокращая время дозвона в колл-центр, а также прорабатывая возможность введения автоматического перерасчета абонентской платы, что, скорее всего, будет реализовано уже в рамках «объединенного» «Ростелекома». Петербургский «МегаФон» в 2011 году сосредоточится не только на интеграции, но и на модернизации сетевой инфраструктуры в приобретенных активах. Сети «Метрокома» и «ПетерСтара» необходимо привести к единому стандарту. «В этом году вряд ли приступим к активному развитию на рынке частных абонентов. Это направлением нам тоже интересно, однако нужно правильно расставлять приоритеты», - сообщил технический директор Северо-Западного филиала «МегаФон» Сергей Семенов. «Билайн», который приобретя сети «Корбина Телеком» и «Голден Телеком» первым подал пример масштабной интеграции на Северо-Западе, равномерно представлен как на рынке B2C, так и на рынке B2B. Как подчеркнул директор по ШПД и новым видам бизнеса Северо-Западного региона «ВымпелКом» Денис Сибирцев, процесс интеграции практически полностью завершен, но об едином биллинге речь пока не идет. «Конечно, у остальных компаний интеграция пойдет быстрее, с другой стороны - у нас есть временный отрыв. В качестве универсального оператора мы уже сейчас предоставляем единые пакеты услуг мобильной и фиксированной связи, - пояснил он. По мнению Сибирцева, укрупнение пойдет петербургскому ШПД, который долгое время оставался фрагментарным по своей структуре, только на пользу. Все завершенные сделки направлены даже не на увеличение рыночной доли, а на укрепление инфраструктуры у лидирующей группы операторов, подчеркнул он. В свою очередь, в МТС напомнили, что также выпустили конвергентные решения с компанией «Комстар», предусматривающие скидку при подключении нескольких услуг одновременно. «Крупный оператор сможет снизить расходы на привлечение абонентов за счет сильного бренда и предлагать пользователям дополнительные скидки, бонусы при «пакетной» продаже услуг…Локальные операторы имеют более лимитированные ресурсы на развитие сети», - говорит директор филиала «МТС Северо-Запад» Иван Золочевский. Телекоммуникационные компании, которые в состоянии привлечь средства для совершения M&A-сделок, по-прежнему находятся в поиске подходящих «объектов». Напомним, что местные игроки занимаются покупками с не меньшим рвением, чем федеральные операторы – разница лишь в масштабах сделок. Так, по словам исполнительного директора петербургского филиала «ВестКолл» Татьяны Пыч, оператор одновременно проводит до пяти аудитов, оценивая активы, выставленные на продажу. «Во время аудита мы уже делаем выводы относительно того, насколько быстро можно будет интегрировать нового оператора в нашу компанию», - поясняет она. 
 
Директор по информационным технологиям «Смарт Телеком» Константин Пеминов также не исключает, что его компания в этом году совершит еще несколько сделок в корпоративном сегменте. В течение 2010 «Смарт Телеком» занимался объединением и стандартизацией активов, приобретенных в 2009 году. В результате укрупнения, процесс которого в конце прошлого года пошел стремительнее, петербургский рынок связи, особенно в корпоративном секторе, заметно «поредел», отмечает гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Он уточнил, что доля лидеров («МегаФон», «Билайн», Orange Business Services, СЗТ, «ВестКолл» и «Смарт Телеком») уже превышает 80%, а инвестиционный потенциал этих компаний значительно превосходит возможности менее крупных операторов. Однако последние все же намерены использовать свои преимущества, в том числе персонифицированный подход – аргумент, к которому готовятся прибегнуть и федеральные операторы. Появление по-настоящему крупных игроков на петербургском рынке вовсе не означает, что альтернативные операторы прекратят развивать бизнес, уверен генеральный директор компании "ОБИТ" Андрей Гук. По его словам, гарантией дальнейшего роста выступает не столько масштаб деятельности компании, сколько профессионализм ее сотрудников (в частности – эффективно работающего отдела продаж).  Кроме того, местные операторы, по сравнению с федеральными, как правило, отличаются более гибкой структурой и быстрее реагируют на потребности клиента. Петербургский рынок «домашнего» интернета считается менее доходным бизнесом. Так, по данным TelecomDaily, уровень ежемесячного ARPU по итогам прошлого года не превысил 340 руб.
 
Несмотря на явный интерес федеральных операторов к этому бизнесу (в частности, связки МТС и «Комстар»), первая пятерка компаний, по крайней мере, в 2010 году осталась без изменений (СЗТ, ТКТ, InterZet, «ПиН Телеком» и «Билайн»). «Со своей стороны мы наблюдаем только дестабилизацию в компании, которая переходит к новому владельцу: отток там усиливается, а обратного процесса переподключений в их сеть не происходит. Да, федеральные игроки могут положиться на свой бренд, но вот продвигать кросс-предложения у них получается с трудом. Сотовые операторы решают при помощи фиксированных сетей проблемы, связанные с ростом мобильного трафика, а продавать фиксированную связь - для них занятие не привлекательное», - заметил директор компании InterZet Дмитрий Анчунов. В компании «ПиН Телеком», которая только что запустила первый для фиксированного ШПД проект по продаже контрактов на мобильную связь в одной из своих домашних сетей (специально под этот проект МТС выпустил отдельные тарифные планы: три на голосовую связь, и два – на мобильную передачу данных), напротив, считают кросс-продажи перспективным направлением. По словам директора по маркетингу «ПиН Телеком» Ксении Караджа, за первые несколько дней с момента начала продаж от абонентов поступило более сотни заявок. Генеральный директор компании ТКТ Руслан Евсеев согласился с тем, что конвергенция является естественным продолжением операторского бизнеса и могла бы служить источником дополнительных доходов. Однако, по его мнению, реализация конкретных сервисов, не совсем отвечает тому, за что абоненты сегодня готовы платить. Так, он пояснил, что столь популярная у ШПД-операторов услуга IPTV будет востребована только тогда, когда оператор, получив информацию о вкусах пользователя, сможет предложить ему «индивидуальный» пакет, сформированный в соответствии с предпочтениями, без переплаты за лишний для него контент.
 
Источник: "TelecomDaily"

Вам также могут быть интересны следующие новости:

У вас остались вопросы? Мы ответим!

+7 (812) 329-55-55Оставить заявку