+7 (812) 329-55-55
image

Услуги навырост

Как утверждают операторы B2B-рынка Петербурга, 2011 год должен дать существенный рост, многие компании ожидают прибавить порядка 10%. В то же время аналитики еще более сдержаны в прогнозах, чем в прошлом году. Если в прошлом году B2B-сегмент вырос на 3-4%, то по итогам этого года корпоративный сектор может рассчитывать на  2-3% к общему объему. Такие данные приводят эксперты ИАА TelecomDaily, ссылаясь на снижение стоимости основных услуг, в первую очередь, на дешевеющий интернет-доступ. У операторов свои доводы.

Как это было

Процесс консолидации рынка, который в 2010 проходил крайне стремительно («МегаФон» приобрел «Метроком» и «ПетерСтар», МТС приплюсовал к «Комстару» «Ланк Телеком», «ВымпелКом» стал владельцем «Элтела», а «Ростелеком-Северо-Запад», ранее СЗТ, купил «Северен-Телеком»), в этом году значительно замедлился. Было объявлено об очередной покупке «МегаФона», присоединившего «Вэб Плас», однако эта сделка на рынке B2B практически не отразилась: число корпоративных клиентов «Вэб Пласа» крайне мало. В результате федеральная «тройка» весь год осваивалась в новом для себя амплуа и параллельно регулировала взаимодействие с приобретенными фиксированными активами.
В итоге наиболее значительную долю рынка получил «МегаФон», второе место осталось за «ВымпелКомом», далее со значительным отрывом следуют Orange, МТС, «Ростелеком» и несколько крупных альтернативных игроков («ВестКолл», «Смарт Телеком», «Обит»), уточняет генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «Операторы были в праве рассчитывать на отток корпоративных клиентов, в общем-то, неизбежный в ходе любого объединения. Но у «МегаФона» оставался козырь в виде специальных тарифов на мобильную связь и мобильный интернет. А играть на переподключение абонентов друг у друга, снижая и без того ползущие вниз тарифы на связь – не самое прибыльное занятие», - отмечает эксперт.
 
Коммерческий директор «Северен-Телекома» Антон Виноградов соглашается с тем, что конкуренция уже понизила тарифы на интернет-доступ до исторического минимума. По его словам, «Северен-Телеком» в этом году рос за счет выхода в ранее неохваченные бизнес-центры, а также за счет подключения крупных сетевых клиентов, которым сразу предлагается пакет сервисов из «одного окна» и, тем самым, дается возможность экономить за счет работы с одним оператором, а не с несколькими одновременно. Хотя слияния с «Ростелекомом» не произошло и «Северен» остался отдельной организацией, ресурс федерального оператора все же был задействован. Так, в течение года узлы связи «Северен-Телекома» появились в большинстве районных центров Ленинградской области.
Новые сделки на петербургском рынке по-прежнему вероятны. В частности, аналитики видят потенциал со стороны компании МТС, которая сейчас занята покупками в регионах (недавно был приобретен один из крупнейших независимых операторов Татарстана). Для того чтобы "Комстар" мог рассчитывать на сколько-нибудь ощутимую долю на частном рынке фиксированного доступа Петербурга, а также для укреплений позиций на рынке B2B, МТС необходимо продолжать скупать местных игроков. Впрочем, все те же эксперты обращают внимание на то, что круг перспективных в этом плане активов с каждым годом сужается. 
Куда это ведет
 
Возможности для расширение бизнеса за счет региональной экспансии видят и другие участники петербургского рынка, включая МТС («Комстар»), «ВестКолл», «Обит». В самом Петербурге положительную динамику обеспечивает рост рынка офисной недвижимости, однако, вовсе не пропорциональный росту в B2B-секторе телекома. Так, по данным АРИН, до конца 2011 в городе будет введено 9 бизнес-центров с офисной площадью порядка 99 тыс. кв. м, что примерно на 77% превысит объем площадей, сданных в 2010 году. Это значит, что в первой половине 2012 года будет заполнена только часть помещений, причем многие арендаторы переедут туда вовсе не по причине открытия нового офиса – это может быть просто смена адреса. Поэтому, кивая на растущее число бизнес-центров, операторы понимают, что имеют дело с весьма и весьма отложенным спросом.
«Сегодня мы продолжаем наблюдать дальнейшую стабилизацию на рынке коммерческой недвижимости и, соответственно, на рынке предоставления телекоммуникационных услуг для данного сегмента. В этом году мы смогли достигнуть докризисного уровня по количеству клиентов на наших основных объектах, что свидетельствует о том, что данные бизнес центры «заселены» практически на 100%. Но, что касается выручки от услуг, оказываемых на данных объектах, то ее докризисный уровень достигнут не был и, скорее всего, уже не будет», - поясняет начальник отдела маркетинга и PR компании «Смарт Телеком» Наталья Резникова. Тем не менее, выручка «Смарт Телеком», по собственным данным, за 8 месяцев этого года выросла на 10% по сравнению с показателями 2010-го, чему способствовали не только объективные рыночные причины, но и покупка активов оператора «ОТС Телеком».
Операторы, представленные в B2B-сегменте, соглашаются с тем, что этот рынок уже несколько лет балансирует на пороге стагнации, но цифры, которыми они оперируют, вроде бы говорят об обратном. В большинстве компаний оценивают собственный рост по итогам года на уровне 5-10%.
 
«Сейчас наблюдается стабильный рост коммерческого сектора: количество бизнес-центров растет, развивается средний и малый бизнес, увеличиваются объемы крупного бизнеса, также увеличивается объем потребления услуг связи. Темп роста рынка в корпоративном сегменте в 1кв. 2011 по отношению к аналогичному периоду 2010 года составил более 7%», - сообщает пресс-служба компании «Ростелеком-Северо-Запад». В «Ростелекоме» намерены повышать ARPU (показатель среднемесячного дохода с одного абонента) при помощи дополнительных услуг и сервисов (услуги на основе интеллектуальной платформы, предоставление программного обеспечения в аренду и т.д.), хотя и констатируют, что в настоящий момент спрос на эти услуги невысок.
 
«При работе с бизнес-центрами мы сталкиваемся с очень сильной конкуренцией. Поэтому иногда мы входим вторым и даже третьим оператором. Традиционно спрос на голосовые услуги остается значительным и является основой, особенно для корпоративного клиента. Растет спрос на высокотехнологичные услуги, с использованием виртуальных сервисов облачных технологий, сочетающие в себе интеллектуальные сервисы», - аккуратно поясняют в пресс-службе Северо-Западного «МегаФона».

Какими сервисами удивят

В компании «ВымпелКом» также видят перспективы по увеличению доходности B2B-направления в реализации комплексных проектов, подразумевающих построение разнородной телекоммуникационной инфраструктуры. «В Санкт-Петербурге мы предоставляем услуги в более чем в 560 проектах различного класса, включая такие торговые комплексы города как ТРК «Мега», «Стокманн Невский Центр», Galeria. Уникальный подход "Билайн Бизнес" заключается в том, что в новых крупных комплексах мы организуем интегрированную сетевую инфраструктуру фиксированной и мобильной связи, позволяя арендаторам получить весь спектр телекоммуникационных услуг, включая FMC. Такие системы разворачиваются нами во всех новых крупных объектах», - пояснили представители «ВымпелКом» в Петербурге.
 
Петербургский «ВестКолл» оценил собственный рост в 16,5%, по данным за первое полугодие 2011 – еще выше своих непосредственных конкурентов. «Если говорить о стоимости проектов, можно с уверенностью сказать, что в первом полугодии 2011 года увеличилось как количество крупных проектов, так и их стоимость, которая сейчас составляет от полумиллиона до нескольких десятков миллионов рублей», - говорит руководитель группы рекламы и PR петербургского филиала «ВестКолл» Марина Тихонова. Абонентская база оператора в этом году дополнительно выросла после приобретения активов компании «Телепорт СПб».
 
«ВестКолл» продает не только стандартный набор VAS-услуг, но и продвигает сервисы, которые ранее вообще не ассоциировались с корпоративным сектором. Компания одной из первых на российском рынке начала продавать услугу IPTV для B2B-клиентов. «ВестКолл» подключил к IPTV отели «Астория» и «Англетер», а также ряд отелей уровня 3-4 звезды и сейчас в процессе реализации находятся несколько гостиничных проектов. Спрос на все дополнительные услуги растет постепенно, уточняет Марина Тихонова. По данным компании, доля доходов от допсервисов в общей структуре доходов уже достигла 11%. Сегодня сервис IPTV в корпоративном секторе предоставляет не один «ВестКолл», о запуске услуги в этом году объявили в «Билайн Бизнес» и в компании «Обит».
 
Впрочем, B2B-сектор, несмотря на высокую степень насыщенности рынка, до сих пор привлекает операторов B2C: несколько корпоративных клиентов приносят выручку, сопоставимую с несколькими сотнями подключенных домохозяйств. В частности, в компании ТКТ подтверждают намерение развивать B2B-проект.
 
«В 2010 году ТКТ реализовало масштабный проект по модернизации сети, что позволило в 2011 предложить B2B-клиентам новые возможности для развития бизнеса. В частности, в начале года был выведен новый продукт «Твой Офис» для организации связи в офисе. Также, благодаря проведенной оптимизации бизнес-процессов работы с корпоративными заказчиками, мы смогли повысить качество обслуживания. Мы видим планомерный активный рост абонентской базы на протяжении всего 2011 года», - отметили в пресс-службе ТКТ.
 
Источник: "TelecomDaily"

Вам также могут быть интересны следующие новости:

У вас остались вопросы? Мы ответим!

+7 (812) 329-55-55Оставить заявку