+7 (812) 329-55-55
image

В2В не купишь

 Сегмент рынка B2B на телекоммуникационном рынке Петербурга показывает положительную динамику в 2011 году, - считают основные его игроки. Однако количество сделок M&A, которые играют не малую роль в развитии этого бизнеса, снизилось по сравнению с предыдущими годами. Да и разительно не совпадало с озвученными ранее планами операторов о грядущих покупках. Связано это, в первую очередь, с дефицитом «свободных» крупных активов, а также с завышением собственной стоимости небольшими, но пока еще независимыми провайдерами.
 
В целом все опрошенные игроки петербургского рынка связи положительно отозвались об итогах года. «Предварительные финансовые показатели 2011 года более внушительные, чем за 2010 год, - говорит директор коммерческого департамента СПб филиала «ВестКолл» Алексей Ефимов. - Ожидается, что рост доходов ВестКолл составит не менее 15%. Изменению финансовой ситуации способствует более благоприятная обстановка на рынке, которая наметилась после кризисного периода, а также повышение информационной грамотности клиентов и расширение спектра предоставляемых оператором услуг и сервисов. Если говорить о стоимости проектов, можно с уверенностью сказать, что в 2011 году увеличилось как количество крупных проектов, так и их стоимость».
 
«Спрос на услуги передачи данных неуклонно растет», - говорит и пресс-секретарь Северо-Западного филиала «МегаФона» Людмила Чехова. Тем не менее, заместитель генерального директора – коммерческий директор «Северен-Телеком» Антон Виноградов отмечает, что «на данный момент нет активного роста числа новых компаний, расширение клиентской базы происходит в основном за счет баз других операторов».
«Рост пользования услугами доступа в Интернет в сегменте B2B является драйвером рынка - на эти услуги спрос очень большой, - добавляет коммерческий директор по работе с бизнес-рынком МТС «Северо-Запад» Елена Левина. - Одна из ключевых тенденций в том, что значительная часть голосового трафика также переходит в интернет-каналы». Увеличивать же абонентскую базу операторам проще через сделки M&A, однако рыночные реалии этому не благоприятствуют.
«2009-2010 годы ознаменовались небывалым всплеском активности в области M&A сделок, - говорит Антон Виноградов. - Думаю, именно с этим связано снижение их числа в этом году. Сейчас на телекоммуникационном рынке ведутся переговоры по подобным сделкам, но, на мой взгляд, ни одной крупной M&A сделки в этом году завершено не будет».
 
«Почти все работавшие на рынке Петербурга компании «второго эшелона» в конце прошоого, начале этого года выкупили МТС и «Билайн», - напоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. – Конечно, остались на рынке такие провайдеры как «ВестКолл», «Смарт Телеком», «Обит», но их приобретение хотя и интересно, но весьма затратно по ряду причин. Поэтому сделки в Петербурге если и происходили, то в компаниях третьего эшелона с выручкой не больше в 20 млн рублей. Например, недавняя покупка «Пин Телекома». Пока тенденция останется неизменной – сделки M&A будут происходить либо в сегменте «третьего эшелона», либо даже среди «карманных» операторов, работающих в бизнес-центрах.
«С одной стороны, осталось не так много ликвидных активов, которые действительно имеет смысл приобретать, и покупатели стали более разборчивы. С другой стороны, те компании, которые сумели устоять и показывают хорошую динамику, вовсе не спешат продаваться», - согласен Алексей Ефимов. «На рынке идет консолидация, и мелкие игроки чувствуют к себе интерес, - говорит Людмила Чехова. - Игроки рынка понимают, что они интересны с точки зрения бизнеса, и стоимость активов на рынке сейчас завышена. Есть примеры, когда компании называли цену в три-четыре раза больше разумной. Зачастую советы директоров разных компаний отклоняют покупку, потому что считают, что цена завышена». «На рынке cтало сложнее найти подходящие активы», - вторит коллегам Елена Левина. При этом она отмечает, что для крупного оператора в условиях насыщенного рынка - приобретение сетей - один из возможных способов активного развития.
И провайдеры продолжают работать в направлении M&A. «На данный момент мы ведем переговоры с рядом операторов, но говорить о свершенных сделках пока рано», - говорит Антон Виноградов. «Мы рассматриваем разные варианты, и крупных, и мелких игроков», - сообщила Людмила Чехова. «ВестКолл» также сообщил о том, что рассматривает несколько активов, причем как в сегменте B2B, так и B2C. «Если оценка компании после аудита совпадет с изначально заявленной стоимостью и стороны придут к взаимному согласию о купле-продаже, тогда будет объявлено о соответствующих сделках», - пообещал Алексей Ефимов.
 
Игроки рынка сходятся во мнении, что M&A – один из перспективных путей развития бизнеса в Петербурге на сегодняшний день. «Если окупаемость и величина инвестиций в проект M&A подпадают под общие планы компании, то подобное развитие обоснованно и целесообразно», - говорит Антон Виноградов. «Покупая готовую компанию с клиентами можно сэкономить время и деньги, с другой стороны бывает экономически выгоднее построить собственную сеть», - уточняет Людмила Чехова.
 
В любом случае, «в условиях, когда компания исчерпывает возможности плавного роста, она инициирует отдельные шаги в направлении расширения или совершенствования своей деятельности. При этом достижение скачкообразного эффекта возможно только путем слияния и поглощения, то есть покупки крупным игроком рынка более мелкого, - подытоживает Алексей Ефимов. - На сегодняшний день подобной стратегии придерживаются многие операторы связи, все так или иначе заинтересованы в приобретениях, рассматривают соответствующие сделки, оценивают активы».
 
Наиболее заметными сделками в сегменте B2B в 2011 году в итоге стали те, на которые в 2010 не обратили бы внимания. Так, "ВестКолл" приобрел оператора "Телепорт СПб", а "Смарт Телеком" присоединил активы «ОТС Телеком». Представители "Смарт Телекома" также пояснили, что данная сделка позволила значительно улучшить годовые показатели по выручке. В то же время провайдеров, интересных с точки зрения приобретения, в Петербурге остается все меньше, подчеркивают в компании. Приобретение "МегаФоном" оператора "Вэб Плас" на корпоративном секторе практически не отразилось, так как при всех своих попытках укрепиться в B2B-сегменте "Вэб Плас" оставался оператором для квартирных абонентов. 
 
Источник: "TelecomDaily"

Вам также могут быть интересны следующие новости:

У вас остались вопросы? Мы ответим!

+7 (812) 329-55-55Оставить заявку