+7 (812) 329-55-55
image

Второе дыхание Wi-Fi

Инициатива развития беспроводного интернета по технологии Wi-Fi находится в руках конечных пользователей – компаний и физических лиц. Но очевидно, что пришло время операторам вернуть себе ключевую роль. 

 
Годом мобильных устройств называет аналитическое агентство IDC текущий 2012-й. Другой мировой эксперт в сфере аналитики, компания Gartner, определяет мобильность, более активное использование смартфонов как главный тренд, который окажет влияние на весь рынок ИТ. Представители компании Deloitte в своих предсказаниях говорят о появлении в 2012 году «пользователя двух планшетов» и о том, что недорогие смартфоны окончательно вытеснят с рынка обыкновенные телефоны. Единодушие экспертов подразумевает, что мобильные устройства – не просто важный тренд, а ключевой тренд рынка ИТ.
 
Однако эти мобильные устройства немыслимы без мобильной связи, точнее, без мобильных сетей передачи данных. Не случайно в течение 2010-2011 годов аналитики констатировали необычное явление – сроки запуска сотовых сетей нового поколения не отодвигались относительно запланированных дат, как это было с 3G, а, наоборот, сокращались. Но и этого мировым операторам оказалось мало – в 2011 году они инициировали в некотором смысле перерождение «старой» технологии мобильной передачи данных Wi-Fi.
 
Сегодня многие сотовые операторы активно экспериментируют с использованием точек доступа Wi-Fi для перенаправления на них части трафика с 3G-сетей (общий тренд так и называется: Wi-Fi offload, «Wi-Fi разгрузка»). Ведь все смартфоны и планшеты, потребляющие мобильный интернет в сетях 3G, одновременно имеют возможность подключаться к сети Wi-Fi – почему бы не задействовать этот канал? А то, что Wi-Fi-сети в большинстве случаев предоставляют пользователям бесплатный доступ, позволяет специалистам рынка предсказывать, что в ближайшем будущем доступность интернета может существенно измениться. Поведение отдельных игроков свидетельствует, что при общей печальной ситуации с развитием Wi-Fi возможен и оптимистичный взгляд на эту технологию.

Три оператора – три мнения

При развитии идеи Wi-Fi offload следует иметь в виду важную оговорку. Использовать точки доступа Wi-Fi для разгрузки сетей сотовых операторов получится только после того, как операторы организуют незаметный для пользователя переход из одной сети в другую (так называемый бесшовный хендовер). «Необходимость выбора из нескольких доступных сетей, ввода логина и пароля доставляет неудобства. Удобнее, когда ты управляешь переходом при помощи подсказки: нажал – вошел в сеть Wi-Fi, при этом сессия не рвется, все окна остаются открытыми, данные продолжают качаться, но на большей скорости. Мы уверены, что именно такой подход будет востребован», – поделился технический директор МТС Олег Свирский.
 
Нельзя просто взять существующие точки доступа Wi-Fi, заключить договоры с их владельцами и запустить незаметный переход и разгрузку. Нужны специальное решение и оборудование, акцентирует руководитель службы развития Северо-Западного филиала «МегаФона» Сергей Радченко. А это и трудозатраты, и финансовые вливания оператора. Участники рынка по-разному воспринимают их необходимость. «Можно разными способами разгрузить сеть. Мы с прошлого года активно используем фемтосоты. Это решения, как и Wi-Fi indoor, обеспечивающие клиенту улучшенную связь внутри помещения. При этом одновременно улучшаются и голосовая связь, и мобильная передача информации. А применение Wi-Fi для разгрузки сетей в настоящее время представляется менее привлекательным», – рассказывает Радченко.
 
Есть и прямо противоположная позиция. «Мы проводили тесты, увидели заинтересованность практически всех наших вендоров в вопросе реализации сервиса Wi-Fi offload и каждому производителю предложили поэкспериментировать в отдельных регионах, протестировать решение на своем оборудовании. При этом надо понимать, что само решение, как реализовать бесшовный хендовер между сетями Wi-Fi и 3G, уже существует и основная задача на сегодня – отработка протоколов взаимодействия и утверждение спецификаций для оборудования разных вендоров. Это необходимо, чтобы масштабировать услугу по всей стране. Если говорить точнее, идет финализация этого процесса, мы планируем запустить проект уже в 2012 году», – объясняет Свирский.
 
Третий крупнейший сотовый оператор, компания «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), очевидно, занимает позицию где-то посередине между озвученными точками зрения относительно адекватности развития Wi-Fi offload. С одной стороны, у «Билайна» в Москве есть собственная масштабная сеть Wi-Fi (она пришла в компанию в 2008 году вместе с приобретенным ею Golden Telecom). С другой стороны, с того же времени развитие сети Wi-Fi остановилось. Хотя представители компании уклончиво отвечают на вопросы о ее перспективах («Рассматриваются различные варианты развития проекта», – таков был короткий ответ на запрос «Эксперта С-З»), аналитики рынка не исключают, что она частично будет свернута. Все же Wi-Fi-сеть Golden Telecom строилась как альтернатива мобильному интернету от сотовых операторов и не акцентирована на местах скопления, а растянута по масштабным территориям и работает там, где у 3G-сетей нет проблем с перегрузкой.
 
«Принятая в конце 2011 года новая методика оплаты радиочастотного спектра, из-за которой значительно увеличились затраты на содержание сетей типа MMDS и Wi-Fi, негативно влияет на перспективу строительства масштабных Wi-Fi-сетей. Мы исходим из того, что эффективность использования каждой отдельной точки Wi-Fi будет рассчитываться case-by-case», – комментирует Свирский ситуацию, в которой оказались коллеги по цеху.

Клиентам на откуп

Понятно, что решение вопроса о перспективах развития Wi-Fi зависит не только от позиции сотовых операторов. Наиболее естественный вариант, что признает и сторонник Wi-Fi offload Олег Свирский, – партнерские отношения с операторами, имеющими сети Wi-Fi в местах, нуждающихся в разгрузке.
 
Между тем культура организации сетей Wi-Fi, что прослеживается, в частности, в Петербурге, подразумевает, что найти потенциальных партнеров среди операторов будет нелегко. Телекоммуникационные компании отдали развитие этого направления в руки своих клиентов – корпоративных и физических лиц. Это в равной мере относится к небольшим компаниям и лидерам рынка: «МегаФон» и «Ростелеком», как, например, «ВестКолл» или «Смарт Телеком», строят Wi-Fi-точки или Wi-Fi-зоны, когда есть инициатива и деньги у бизнеса или физических лиц.
 
Эволюция Wi-Fi последних лет, связанная с деятельностью операторов, – это совершенствование предложения для бизнеса и физлиц. «Не так давно Wi-Fi-точки представляли собой кустарное решение, состоящее из приобретаемого канала доступа в интернет и собственного оборудования заведений (баров, кафе, ресторанов, гостиниц), – говорит менеджер Wi-Fi-проектов группы компаний „ПиН Телеком“ Адель Файзуллин. – Теперь же многие заведения массового досуга пользуются готовыми программами операторов, в рамках которых выделяется отдельный широкий канал, устанавливается высококлассное оборудование и обеспечивается круглосуточная техническая поддержка именно Wi-Fi-решения». По мнению игроков рынка, иного выхода у них нет. Для оператора существуют два побудительных мотива к развитию собственных Wi-Fi-сетей: брать деньги с посетителей кафе или развлекательного центра за доступ к Wi-Fi или предоставлять интернет для поднятия узнаваемости компании.
 
Но модель платного предоставления услуг не показала масштабной жизнеспособности – есть только локальные успешные примеры, замечает менеджер отдела по связям с общественностью макрорегионального филиала «Северо-Запад» компании «Ростелеком» Ольга Лаврова. А развитие сетей доступа лишает ее такой возможности в будущем. «Wi-Fi в том виде, в котором мы привыкли его видеть, в перспективе может существовать исключительно в бесплатном варианте. Wi-Fi-хотспот – это доступ в интернет, который нужен здесь и сейчас, и вряд ли кто-то будет дополнительно оплачивать карточку Wi-Fi при наличии развитой 3G-сети, которой можно с легкостью воспользоваться», – подтверждает коммерческий директор «Северен-Телеком» Антон Виноградов.
 
Второй побудительный мотив – организация Wi-Fi-сетей в рамках имиджевых проектов – также, судя по отзывам (а больше по наблюдениям), пока не очень воодушевляет участников рынка. У многих операторов есть небольшие имиджевые проекты. «„Вест Колл“ также в свое время реализовал несколько таких проектов, но какой-то реальной пользы от развития имиджевого Wi-Fi мы не ощутили», – рассказывает директор коммерческого департамента петербургского филиала компании «Вест Колл» Алексей Ефимов.
 
Вообще, на петербургском рынке много примеров, когда оператор брался за развитие бесплатного Wi-Fi, но потом его энтузиазм угасал. Так, Web Plus в свое время громко анонсировал масштабный проект строительства точек доступа Wi-Fi, но передумал. Тот же Golden Telecom, прежде чем запустить масштабную сеть в Москве, развивал собственные сети Wi-Fi indoor в Петербурге, но потом тоже ушел в организацию сетей для бизнеса. «Возможно, со временем по примеру Европы и в России возникнет государственный заказ на организацию Wi-Fi-сетей. Есть информация, что правительство Москвы рассматривает программу оснащения Wi-Fi городского транспорта, общественных мест и т.д.», – напоминает Лаврова еще об одном важном игроке, который способен подтолкнуть рынок Wi-Fi к развитию.

В противофазе

Но подобные резонные рассуждения покоятся на прошлом опыте операторов. Последние два года значительно изменили восприятие и способы использования потребителями мобильного интернета. Собственно, сами операторы это четко фиксируют. «На рынке B2C спрос частных пользователей на доступ в интернет по технологии Wi-Fi растет. Эта услуга весьма востребована клиентами домашних сетей. На конец 2011 года доля частных пользователей, в домах и квартирах которых нами установлено оборудование Wi-Fi, составила около 60% всей клиентской базы в данном сегменте», – поясняет генеральный директор «Смарт Телеком» Андрей Суходольский.
 
Востребованность Wi-Fi физическими лицами, в свою очередь, отражается на поведении корпоративных клиентов, заказывающих Wi-Fi-доступ у операторов связи. «За последние пару лет мы можем видеть активный и заметный прирост Wi-Fi-хотспотов, – отмечает Антон Виноградов. – Бизнес находится в ситуации, в которой тот, кто предоставляет Wi-Fi, получает заметное конкурентное преимущество. Неудивительно, что большинство компаний стараются развивать это направление». Адель Файзуллин иллюстрирует возросшую популярность Wi-Fi на примере своей компании: «Еще в начале 2011 года мы имели меньше 20 точек, они были по-разному организованы и создавались в течение нескольких предыдущих лет. Несмотря на то что от сотрудничества с рядом заведений мы отказались в силу разных причин, тем не менее количество организаций-партнеров, а следовательно точек доступа, выросло за 2011 год более чем вдвое – до 42».
 
Операторы признают, что меняется культура потребления Wi-Fi. Если два года назад Wi-Fi был интересен в 90% случаев владельцам ноутбуков, то сегодня порядка 70% тех, кто подключается к интернету по Wi-Fi, – это пользователи смартфонов. На владельцев персональных компьютеров приходится только 30%. Изменение профиля устройств, при помощи которых пользователи обращаются к сети Wi-Fi, – это одновременно и другая частота, и другое количество пользователей интернета по Wi-Fi, чем годом или двумя ранее.

Бесплатный, но ценный

Но если регулярное обращение пользователей к точкам доступа заметно возросло, не означает ли это, что пора пересмотреть понимание того, какой имиджевый эффект может дать бесплатный Wi-Fi? Есть мнение, что организация бесплатного Wi-Fi может иметь впечатляющий отклик. Более того, на петербургском рынке есть пример компании «Обит», которая готова вкладывать значительные суммы в развитие имиджевого Wi-Fi. «Отдача от подобных вложений на порядок выше, чем от рекламы на билбордах», – уверен генеральный директор «Обит» Андрей Гук.
 
В 2010-2011 годах компания получила от города награду за вклад в развитие музейной культуры – она организовала за собственный счет Wi-Fi в дворцовом комплексе Петергофа. Это ее второй масштабный имиджевый проект – годом ранее запущен бесплатный Wi-Fi в аэропортах «Пулково-1» и «Пулково-2». Как рассказывает Гук, первый проект потребовал порядка 1 млн рублей, второй – более 2 млн. Узнаваемость компании потенциальными клиентами – вполне конкретная отдача, убежден он: «Проекты в „Пулково“ и Петергофе себя многократно окупили через тех клиентов, которые благодаря этим Wi-Fi-сетям узнали о нас как о серьезной компании и сами к нам пришли».
 
«Обит» планирует и далее активно использовать имиджевый Wi-Fi как эффективную рекламу. «Мы вышли на рынок интернет-доступа для физлиц, теперь будем развивать бесплатный Wi-Fi в кафе районов, где подключаем абонентов», – делится планами Андрей Гук. Понятно, что теоретически оператор, воспринимающий Wi-Fi так же, как «Обит», – партнер, который может быть интересен сотовым игрокам, если кто-то из них решит разгружать свою сеть при помощи Wi-Fi.
 
Скорость, а зачастую и неожиданность появления новых технологий и трендов всегда была отличительной чертой развития рынка телекоммуникаций. Его участники неоднократно указывали, что как раз эта особенность спасает рынок от излишней централизации, дает шанс малым игрокам. Компании, увидевшие и почувствовавшие новый тренд, получают хороший шанс обойти более консервативных и медлительных конкурентов. Редко бывает, что новым трендом становится давно известная услуга, но история Wi-Fi именно такова – услуга, которую многие пытались развивать и в которой многие разочаровались, получает второй шанс. То, что на рынке есть игроки, осознавшие новый потенциал и совершившие определенные шаги, чтобы его конвертировать в свое конкурентное преимущество, дает хороший шанс Wi-Fi и распространению бесплатного доступа в интернет. Как неоднократно демонстрировал рынок, когда операторы видят успешные примеры своих конкурентов, они умеют оперативно реагировать.
 
Источник: Эксперт С-З             

Вам также могут быть интересны следующие новости:

У вас остались вопросы? Мы ответим!

+7 (812) 329-55-55Оставить заявку